Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время потребность в оценке стоимости предприятий существенно возросла.
Во многом это обусловлено тем, что при осуществлении различных операций (купли-продажи, страховании и др.) часто встает об определении реальной рыночной стоимости того или иного бизнеса или актива. Особенно важен этот вопрос для акционеров публичных компаний, когда необходимо принять решение о возможной продаже акций другим лицам с учетом динамики ожидаемой стоимости акций и всего предприятия в целом.
Цель работы – рассмотрение проблем и перспектив оценки стоимости публичной компании ПАО «Красноярскэнергосбыт».
Задачи работы:
1) рассмотреть сущность, виды и цели оценки стоимости бизнеса;
2) изучить нормативно-правовую базу, регулирующую оценку стоимости бизнеса;
3) рассмотреть особенности применения подходов и методов оценки стоимости бизнеса в публичных компаниях;
4) рассчитать стоимость предприятия ПАО «Красноярскэнергосбыт» методами сравнительного и доходного подходов.
5) разработать инвестиционный проект, направленный на повышение стоимости предприятия.
Предметом исследования являются подходы и методы оценки стоимости предприятия (бизнеса), а объектом – оцениваемое предприятие ПАО «Красноярскэнергосбыт».
В качестве информационной базы исследования были использованы законодательно-нормативная база, регулирующая оценочную деятельность в Российской Федерации.
Работа выполнена в соответствии с Федеральным Законом №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в действующей редакции) и федеральными стандартами оценки, обязательными к применению при осуществлении оценочной деятельности в соответствии со ст. 15 Закона РФ от 29.07.1998 № 135-ФЗ:
Федеральный Стандарт Оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)». Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200.
Федеральный Стандарт Оценки «Виды стоимости (ФСО II)». Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200.
Федеральный Стандарт Оценки «Процесс оценки (ФСО III)». Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200.
Федеральный Стандарт Оценки «Задание на оценку (ФСО IV)». Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200.
Федеральный Стандарт Оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)». Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200.
Федеральный Стандарт Оценки «Отчет об оценке (ФСО VI)». Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200.
Федеральный Стандарт оценки № 7 «Оценка недвижимости» Приказ МЭР РФ № 611 от 25.09.2014 г.
Федеральный Стандарт оценки № 8 «Оценка бизнеса (ФСО №8)» Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 326 (ред. от 14.04.2022).
В ходе проведения расчетов были использованы программные продукты, реализованные на платформе Excel:
- «Альт-Финансы-3» (анализ финансового состояния предприятия);
- «Альт-Инвест-5» (расчет показателей эффективности инвестиционного проекта).
Практическое использование полученных результатов исследования позволит улучшить процесс оценки стоимости публичных компаний.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА ПУБЛИЧНОЙ КОМПАНИИ
1.1 Стоимость бизнеса: сущность, виды и цели
Под оценочной деятельностью понимается «профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости».
В большинстве случаев «актив (или совокупность активов, если речь идет об оценке бизнеса) приобретается для его непосредственного использования с целью получения дохода. Поэтому ценность можно определить как текущее выражение будущих выгод от эксплуатации объекта оценки. В любом случае оценка - такой расчет стоимости объекта, который основан на детальном изучении его специфики, а также системы факторов, определяющих итоговую величину».
Если рыночная стоимость объекта оценки рассчитана верно, то ее величина будет наиболее реалистичной ценой объекта в рыночных условиях. Следовательно, «оценочная деятельности представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины его стоимости в денежном выражении с учетом влияющих на него факторов в конкретный момент времени и в условиях конкретного рынка.
Оценочная деятельность с правовой точки зрения - профессиональная деятельность по установлению стоимости материальных и нематериальных объектом, с учетом прав на них и интересов п отношении их субъектов гражданских прав».
Цели осуществления оценки стоимости предприятия (бизнеса) приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Цели осуществления оценки стоимости предприятия (бизнеса)
Основные объекты оценки бизнеса приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Основные объекты оценки бизнеса
В соответствии с федеральными стандартами оценки и Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяются следующие виды стоимости:
1) рыночная стоимость;
2) кадастровая стоимость;
3) инвестиционная стоимость;
4) ликвидационная стоимость;
5) равновесная стоимость.
Соответствие действий и вида стоимости приедено на рисунке 3.
Рисунок 3 – Взаимосвязь между целью оценки и используемым видом стоимости
Рисунок 4 определяет этапы процесса проведения оценки.
Рисунок 4 - Основные этапы процесса оценки
К ним относятся:
«- определение цели оценки;
- выбор вида стоимости, подлежащей расчету;
- сбор и обработка необходимой информации;
- обоснование методов оценки стоимости;
- расчет величины стоимости объекта, внесение поправок;
- выведение итоговой величины: проверка и согласование полученных результатов».
Принципы оценки бизнеса приведены на рисунке 5.
Рисунок 5 - Принципы оценки стоимости предприятий (бизнеса)
Останавливая свой выбор на тех или иных методах оценки, окончательное решение оценщик принимает, основываясь на внутренних и внешних условиях функционирования данного объекта оценки.
Оценщиком выполняется аналитическая работа, связанная с проверкой на соответствие выбранного метода тем основным параметрам, которые определяют благоприятные условия его применения.
Результатом проведенной оценки является итоговый документ - Отчет об оценке (рисунок 6).
Оценщик не обладает необходимым уровнем знаний во всех вопросах и ситуациях, с которыми ему приходится сталкиваться в процессе оценки. В связи с этим возможно привлечение в процессе оценки к выполнению определенных работ специалистов других сфер деятельности:
- эксперты в области строительства;
- сметнчики;
- специалисты по финансовому анализу и бизнес-планированию;
- IT-специалисты;
- риэлторы и т.п.
Кроме этого, к Отчету об оценке дополнительно могут быть приложены результаты исследований, проведение которых не регламентируется федеральными стандартами оценки.
К ним относятся итоговые данные статистической обработки цифровых массивов, текстовые заключения программных продуктов по анализу финансового состояния оцениваемого предприятия и др.
Рисунок 6 - Содержание отчета об оценке
Все это позволяет подготовить отчет об оценке с высоким качеством и наиболее достоверными результатами.
1.2 Нормативно-правовое регулирование оценки стоимости бизнеса
Основным документом, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации является Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Субъектами оценочной деятельности признаются «физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность. Каждый оценщик должен иметь также квалификационный аттестат по тому направлению, по которому он выполняет оценку».
Цели обязательной оценки приведены на рисунке 7.
14 апреля 2022 г. был введен в действие Приказ Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200 «Об утверждении федеральных стандартов оценки и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки», в котором были внесены изменения в некоторые стандарты оценки. В редакции этого Приказа № 200 установлен приоритет норм указанных ФСО с учетом ФСО I - ФСО VI над нормами других ФСО, регулирующих оценку отдельных видов объектов оценки.
Стандарты, регулирующие профессиональную деятельность исполнителей, существуют и в других сферах. Сюда можно отнести федеральные стандарты специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, арбитражных управляющих, в которых регламентируется порядок проведения соответствующих процедур для различных объектов.
Рисунок 7 - Цели обязательной оценки
Отметим некоторые особенности оценочной деятельности. Налогообложение юридических и физических лиц на основе кадастровой стоимости позволяет пополнять бюджет и выравнивать условия финансово-производственной деятельности похожих хозяйствующих субъектов, но имеющих объекты, генерирующие денежные потоки, расположенные в разных местах (центр, окраины и т.п.). Антикоррупционная составляющая состоит в том, что когда осуществляются передача тех или иных активов между хозяйствующими субъектами и иные хозяйственные операции, то в этом случае законодательство также требует определения рыночной стоимости этих активов.
В Федеральном законе от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что:
«оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате».
Обязанности оценщика в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 14.02.2024) приведены на рисунке 8.
Как и в любом виде профессиональной деятельности, в сфере оценки периодически появляются изменения и дополнения, направленные на улучшение и совершенствование оценочной деятельности.
Так, Министерство экономического развития РФ разработало законопроект, предполагающий введение повышенных требований к исполнителям услуг по оценке государственного имущества, а также пересмотр подходов к имущественной ответственности оценщиков. Следует отметить, что для крупных оценочных компаний оценка объектов госимущества занимает относительно невысокий уровень доходов по итогам их деятельности; эти объекты скорее работают на повышение имиджа и статуса этих компаний на рынке.
В Министерстве юстиции РФ 11 июля 2017г. зарегистрирован Приказ Министерства экономического развития РФ о проведении квалификационного экзамена в области оценочной деятельности.
Рисунок 8 - Обязанности оценщика
Перечень экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности включает не менее 150 вопросов на знание норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации, включая федеральные стандарты оценки в части, являющейся общей для всех направлений оценочной деятельности, и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с объектами оценки (рисунок 9).
В специальной части Перечня представлено около 200 вопросов по каждому направлению оценочной деятельности.
Эти изменения были неоднозначно восприняты оценочным сообществом.
В частности, после проведения первых квалификационных экзаменов выяснилось, что доля претендентов, преодолевших этот барьер, составила относительно небольшую величину (около 60-65%). Наблюдались случаи, когда оценщики с многолетним стажем не смогли сдать экзамены по выбранному направлению (ввиду отсутствия практической работы в среде Excel, неоднозначному толкованию предлагаемых к решению задач и т.п.)
Существующий алгоритм проведения выездных экзаменов создает неравные условия для отдельных категорий оценщиков. Число городов, где проводятся эти экзамены, ограничено и даты экзаменов назначаются в зависимости от количества поданных заявок от претендентов. В итоге ежегодно для сдачи экзаменов приходится выезжать в другие города более 4 тысячам человек. Особенно большие проблемы, связанные с временными и денежными затратами, возникают у оценщиков-жителей отдаленных регионов страны.
Например, в РОО теперь нет оценщиков на Чукотке, так как для них крайне проблематично организовать выезд для сдачи экзамена. Все эти моменты негативно сказываются на доступе граждан и бизнеса к оценочным услугам.
Рисунок 9 - Перечень тем для сдачи квалификационного экзамена по оценке
Оценочное сообщество выступает за сокращение времени между пересдачами экзамена с 3 месяцев до одного месяца, так как в течение этого времени оценщик фактически отстранен от профессии; за снижение требований к необходимому стажу работы. Есть предложения обеспечить возможность сдачи квалификационного экзамена и апелляции в дистанционном формате; продлить срок действия квалификационных аттестатов и другие послабления.
Следует отметить, что государственными органами, регулирующими оценочную деятельность, намечены определенные мероприятия по сглаживанию этой ситуации и скорее всего в ближайшем будущем ситуация будет нормализована.